Атараксия.


Качества Адепта. Апатия. Атараксия.

ukNmHMHg-E4Адепт обладает сознанием, достигшим единства индивидуальной воплощённой личности со своей божественной природой, предназначением, функцией в универсуме.

В современной практической психологии атараксией называют состояние полного отсутствия страха, как правило, после пережитого эмоционального стресса. Апатия понимается профанами как безразличие, безучастность, отрешённое отношение к происходящему вокруг, в отсутствии стремления к какой-либо деятельности.

В истории античной философии достаточно близкие друг другу термины апатия и атараксия понимались иначе.

Апатия — бесстрастность, лишённое личностного и индивидуального отрешённое от субъекта миросозерцание, на которое способны лишь мудрецы, обуздавшие свои эгоистические страсти. Стоики понимали апатию как важное свойство добродетельного состояния, которым обладает мудрец. В позднем стоицизме (у Сенеки, Марка Аврелия) «апатия» носит значение умения властвовать над собой.

Атараксия — невозмутимость, внутренне спокойствие, тесно связана с «эпохе» , то есть с воздержанием от суждений, оценок. Эпохе — это состояние непредубеждённости разума, а не чувств или эмоций.

В эмоциональной, чувственной сфере апатии соответствует эвтюмия: невозмутимость, эмоциональное спокойствие и постоянство эмоционального плана,  которое достигается через совмещение интпроспекции с практикой пратьяхары. Демокрит рекомендовал эвтюмию как образ жизни. Цицерон считал эвтюмию «высшим благом», тогда как Сенека — только «спокойствием».

Эпикур уточнял эту формулировку, разделяя понятия апонии (отсутствия физической боли) и атараксии (спокойствия духа, отсутствия беспокойства души и разума). По его мнению, человек мог достичь подлинного наслаждения только при наличии и апонии, и атараксии. Это, по его мнению, вершина того состояния радости, которого может достичь человек, и его нужно отличать от дистимической меланхолии («чёрной желчи») и восторженности.

Эпикур определял удовольствие как отсутствие телесной боли и душевных страданий и тревог. Тревоги в душе возникают из-за ложных мнений о богах и смерти, которые вызывают у людей страх. Избавляет от ложных мнений трезвое рассуждение, приводящее к атараксии.

Атараксия — это сосредоточение на самом общем и главном, т.е. на собственной Истиной Воле. По Аристотелю Атараксия служит источником таких добродетелей как сдержанность и мужество.

Атараксия — целостное осознанное отношение адепта к любому своему состоянию, к собственной личности, к любым явлениям, вещам или событиям непосредственно связанными с собственным текущим воплощением.

Атараксия достигается совершенствованием ученика в первых пяти ступенях Раджа-йоги:

  • Яма — Бдительность.  Исходное состояние как сопричастность бытию,  соприсутствие в мысли, слове и действии.
  • Нияма — Усердие. Повадки, нравы, воспитываемые укладом

 

  • Асана — Осанка. Управление телом и его состоянием. Тело формирует Ось.
  • Пранаяма — управление дыханием, и связанной с ним циркуляцией праны, жизненной энергии, пневмы.
  • Пратьяхара — отрешение от объектов чувственного восприятия, эмоций, мыслей. Эпохе.  Сила Знать.

Сила Молчать.

 

Так Практик выработает качества необходимые для Адепта.
Самьяса — одновременная практика трёх высших ступеней раджа-йоги ведущая к Мастерству:

  • Дхарана —  Направленность, сосредоточение и удержание объекта ума, твёрдость намерения. Сила Сметь.
  • Дхьяна — единство с объектом мысли с сохранением личности, точка максимального личного присутствия.  Сила Желать.
  • Самадхи — единство воспринимающего и воспринимаемого. Сила Идти.

Альтернативой йогической практике Самьясы являются дзенские практики дзадзен и коан.
Дзадзен подразумевает дальнейшее развитие пратьяхары через постепенную остановку внутреннего диалога вплоть до фазы достижения сатори (просветления)
Коан — метод внезапного просветления путём сильнейшего экзистенциального переживания, когнитивного диссонанса происходящего в результате иррационального разрешения дихотомии логических тезы и антитезы.

Рекомендуемая литература: