письменность

https://ru.wikipedia.org/wiki/История_письменности

 

Периодизацию распада ностратического праязыка.

  • Первое разделение произошло в 11-м тысячелетии до н. э., когда отделились пракартвельский и прадравидский.
  • Затем в 10-м тысячелетии до н. э. ностратический праязык распался на праиндоевропейский и урало-алтайский.
  • Ещё спустя тысячу лет распалось урало-алтайское единство.

Ностратические языки (от лат. nostrās, род. п. nostrātis «наш», «нашего круга», «здешний») — гипотетическая макросемья языков, объединяющая несколько языковых семей и языков Европы, Азии и Африки, в том числе алтайские, картвельские, дравидийские, индоевропейские, уральские, иногда также афразийские и эскимосско-алеутские языки. Согласно ностратической гипотезе, все эти языки восходят к единому праностратическому языку.

Основным аргументом в пользу родства ностратических языков является сходство некоторых важнейших местоимений (в частности, «я», «ты», «кто» и «тот») во многих из этих языков.[1] Российские лингвисты зачастую говорят о родстве ностратических языков как об уже доказанном факте, в то время как их западные коллеги в большинстве своем относятся к этой гипотезе скептически (или прямо отвергают ее)

поиск ностратические прародины (прародина) в пределах мезолита (или эпипалеолита ) в плодородном полумесяце , этап , который непосредственно предшествовал неолит и был переходным к нему.

Глядя на культурных комплексах этого периода, две последовательности , в частности , выделяется в качестве возможных археологических коррелятов самых ранних Nostratians или их непосредственных предшественников. Обе гипотезы место П

рото-ностратических внутри плодородного полумесяца примерно в конце последнего ледникового периода .

 

 

  • Первый из них ориентирован на Левант.Кебарская культура культура (20,000-17,000 ВР) [26] не только ввела microlithic сборки в регион, он также имеет африканское сродство специфический с Ouchtata ретушира техник , связанным с microlithic Halfan культурой из Египта (20,000-17,000 ВР) [27] в Kebarans в своей очереди , были прямым предком преуспевающего Natufian культуры (10,500-8500 до н.э.), который имеет огромное значение для первобытных как ярчайшего свидетельства охотников и собирателей в фактическом переходе к неолитическому производству продуктов питания. Обе культуры расширили свое влияние за пределами региона в южныйAnatolia . Например, в Киликии Бельбаши культура (13,000-10,000 до н.э.) показывает влияние кебарской культуры, а культура Бельдиби (10,000-8500 до н.э.) показывает четкую Natufian влияния.
  • Вторая возможность , как культура , связанная с семьей ностратической является Zarzian (12,400-8500 до н.э.) культура Загрос гор, простираясь на севере , в Кохистан на Кавказе и в восточном направлении в Иран . В западной части Ирана, M’lefatian культура (10,500-9000 до н.э.) был предком в комплексах Али Tappah (9000-5000 до н.э.) и Джейтун (6000-4000 до н.э.). Еще дальше на восток, то Гиссарская культура рассматривалась как мезолита предшественника Keltiminar культуры (5500-3500 до н.э.) в Кыргызской степи.

 

NatufianSpread.svgNatufianSpread.png

Натуфийская культура

Датировка 12 500—9500 лет до н. э. Носители Вероятно, носители протоафразийских языков. Генетически представители культуры были носителями Y-хромосомных гаплогрупп E1b1, E1b1b1b2, и CT

Было высказано предположение , что широкая революция спектра из Кентского Flannery (1969), [29] , связанные с микролитами , использование луки и стрел , и одомашнивание собаки , все из которых связаны с этими культурами, возможно, был культурным «двигатель» , что привело к их расширению. Конечно культуры , которые появились в Франхти в Эгейском и Лепенском Вир на Балканах, и Мурзак-Коба (9100-8000 до н.э.) и Гребенки (8500-7000 до н.э.) культур украинской степи, все отображенные эти приспособления.

Bomhard (2008) предполагает дифференциацию прото-ностратического по 8000 г. до н.э., начало неолитической революции в Леванте, над территорией, охватывающей весь Плодородный Полумесяц и за на Кавказ ( прото-картвельский ), Египет и на берегу Красного моря на Африканском Роге ( прото-Афразийская ), Иранское нагорье (прото-Elamo-дравидийской) и в Центральной Азии (прото-Eurasiatic, чтобы быть далее подразделены на 5000 г. до н.э. в прото-индо-европейского , прото-уральские и прото- алтайская ).

По некоторому мнению ученого кебарская культура происходит от Леванта верхнего палеолита , в котором microlithic компоненты возникли, , хотя microlithic культура были ранее найдена в Африке.

Ouchtata обработка также характеристика позднего Ahmarian верхнего палеолита культуры Леванта и не может указывать африканский влияние.

 

Афроазиатская макросемья (жёлтый цвет) и её соседи.

Распространение семитских языков в I веке н. э.

Примерное распределение семитских языков около 1 — го века, игнорируя выжившую говорящие Пунический в Западном Средиземноморье.

 

 

Карта древнего Ближнего Востока в период Амарны, показывая большие полномочия периода: Египет (зеленый), микенская Греция (оранжевый), Хатти (желтый), то касситов Царство Вавилона (фиолетовый), Ассирии(серый цвет), и Митанни (красный). Более светлые области показывают прямой контроль, темные участки представляют собой сферу влияния.

Пунический язык — это обособленный диалект в рамках финикийского языка, на котором говорили на финикийском побережье и в Северной Африке, в том числе в Карфагене, и во всём Средиземноморье. Известен по надписям и личным именам. Пьеса Плавта «Poenulus» содержит несколько предложений на пуническом языке, к которым теперь проявляется особый интерес и проводятся лингвистические исследования, поскольку, в отличие от сохранившихся пунических надписей, содержат латинские гласные.

 

 

 

 

 

Аврелий Августин (354-430 гг н.э.), как правило, считается последним великим древним писателем, который имел некоторые знания о пуническом языке. По его словам, на пуническом языке всё ещё говорили в том регионе Северной Африки (Карфаген, на территории современного Туниса) спустя почти 5 веков после падения Карфагена из-за поражения от Рима. Как отмечал Августин, в то время всё еще были люди, которые называли себя хананеями (то есть именно карфагеняне)

 

Медленное распространение грамотности. Темно — синие участки были грамотными около 2300 до н. Темно — зеленые зоны были грамотными около 1300 до н. Светло — зеленые участки были грамотными около 300 до н.

Следует отметить , что другие азиатские общества были грамотными в это время, но они не включены в этой карте. Следует также отметить , что даже в цветных регионах, функциональная грамотность, как правило , ограничиваются кучками правящей элиты. Я,

 

 

 

 

 

 

Чатал-Хююк состоит из двух отдельных курганов: Восточного Кургана, датируемого примерно 7100—5900 гг. до н. э. и Западного Кургана, датируемого примерно 6000—5600 годами до н. э.

Tărtăria tablets

 

Vratsa-history-museum-Gradeshnitsa-tablet-face.jpgVratsa-history-museum-Gradeshnitsa-tablet-back.jpg

5500–5300 BC and associated with the

 

В 1961 году румынскими археологами близ села Тэртэрия (рум. Tǎrtǎria) в румынском жудеце Алба, примерно в 30 км от города Алба-Юлия были обнаружены три необожжённые глиняные таблички. На

ходки сопровождались 26 фигурками из глины и известняка, а также обгоревшим скелетом взрослого мужчины.

В бывшем СССР, мягко говоря, не густо с публикациями о кипро-минойских надписях: если не считать очень беглых упоминаний, например,у Н. Н. Казанского (в контексте микенологии), или в недавней книге Яцемирского (в этрусском контексте), последним о них подробно писал покойный Молчанов (1992). Между тем в англоязычной литературе за последние два десятилетия в их изучении произошёл значительный прогресс:

a) Установлено соответствие и вариации знаков между 4 основными вариантами письма (архаическое, CM1, CM2, CM3)
b) Установлено с большой вероятностью соответствие ряда знаков аналогичным знакам более позднего (дешифрованного) кипрского письма.
c) В оборот введена надпись с кратким текстом Opheltau, выполненная на греческом языке письмом промежуточного типа между кипро-минойским и дешифрованным кипрским.
d) Частотный и комбинаторный анализ текстов (в основном заслуга Steele и Ferrara) послужил дополнительным доказательством идентификации гласных, так как они встречаются почти исключительно в начальной позиции (что характерно для надписей и другими видами эгейского письма)
e) Феррара пошла дальше и установила, что кипро-минойское письмо не является результатом эволюционного развития критского Линейного письма А, а возникло одномоментно через несколько десятилетий после последнего; с большой вероятностью варианты письма CM1, CM2 и CM3 отражают не разные стадии развития и/или разные языки, а синхронную адаптацию письма к разному материалу.

Поскольку ЖЖ — не самое подходящее место для исследовательских публикаций, я выкладываю лишь самую краткую выжимку – сводную таблицу, составленную по перечисленным ниже публикациям. Знаки в таблице представлены в графически нормализованной форме (усреднённой между различными аллографами).

Молчанов, А. А. (1992). Посланцы погибших цивилизаций. Письмена древней Эгеиды. Москва: Наука.
Colless, B. (no date). Cyprus scripts. Proposed decipherment by Brian E. Colless. Retrieved from: https://sites.google.com/site/collesseum/cyprusscripts
Facchetti, G. & Negri, M. (2014). Riflessioni preliminari sul ciprominoico. Do-so-mo 10, p. 9-25. Piotrków Trybunalski.
Faucounau, J. (1977). Études chypro-minoennes. Syria 54(3/4), pp. 209-249.
Faucounau, J. (1980). Études chypro-minoennes. Syria 54(2/4), pp. 375-410.
Faucounau, J. (1994). The Cypro-Minoan scripts: a reappraisal fifty years after John F. Daniel’s paper. Κυπριακή Αρχαιολογία Τόμος ΙΙI (Archaeologia Cypria, Volume IΙI), p. 93-106.
Ferrara, S. (2012). Cypro-Minoan inscriptions. Vol. 1: Analysis. Oxford: Oxford University Press.
Ferrara, S. (2013). Cypro-Minoan inscriptions. Vol. 2: The Corpus. Oxford: Oxford University Press.
Steele, P. M. (2013). A linguistic history of ancient Cyprus. Cambridge: Cambridge University Press.
Steele, P. M. (Ed.) (2013). Syllabic writing on Cyprus and its context. Cambridge: Cambridge University Press.

На этом, пожалуй, остановлюсь. Кому интересно — лучше обращаться в вышеперечисленные публикации.

This table can be copied and distributed provided that the source is referenced.

Табличка из Диспилио — деревянная табличка со знаками, которую обнаружил в 1993 году греческий археолог Георгий Урмузиадис при раскопках неолитического селения у современного села Диспилио в Греции (ном Кастория), на берегу озера Орестиада. Метод радиоуглеродного анализа датирует табличку примерно 5260 годом до н. э.[1]

Как и тэртэрийские надписи, предположительно является памятником дунайского протописьма.

Селение у озера Орестиада, раскопки которого начались в 1992 году, было населено с конца среднего неолита (5600—5000 годах до н. э.) до позднего неолита (3000 год до н. э.). В селении обнаружен ряд артефактов, включая керамику, деревянные элементы конструкций, семена, кости, статуэтки, личные украшения, флейты, а также данная табличка. Все они принадлежат к культуре Винча.

Табличка была частично повреждена и в настоящее время находится на консервации.

Само поселение озера было обнаружено во время сухой зимы 1932 года, что привело к снижению уровня озера и выявлены следы поселения. Предварительное исследование было сделано в 1935 году Антоний Керамопулос . Раскопки начались в 1992 году, во главе с Джорджем Хормузиэдисом, профессором доисторической археологии в Университете Аристотеля в Салониках . Сайт по- видимому, были заняты в течение длительного периода, из заключительных этапов Среднего неолита (5600-5000 до н.э.) до Заключительного неолита (3000 г. до н.э.). Обнаружены ряд предметов, включая керамику, деревянные конструктивные элементы и остатки деревянных тротуаров, [3] , семена, кости, статуэтки, личные украшения, флейту и один из самых важных выводов, вписанные таблетки.

Открытие планшета было объявлено на симпозиуме в феврале 1994 года в Университете г. Салоники . Сайт paleoenvironment, ботаника, методы рыболовства, инструменты и керамики были опубликованы в неофициальном порядке в вопросе июня 2000 Eptakyklos , греческой археология журнал и Hourmouziadis в 2002 году.

Планшет сам был частично поврежден , когда он был выставлен в богатой кислородом среде за пределами грязи и воды , в которой он был погружен в течение длительного периода времени, и это теперь когда? ] При сохранении. Полное академическое издание таблетки , очевидно , ожидает завершения работ по консервации.

 

Критское иероглифическое письмо — условное наименование одной из разновидностей критского письма, существовавшей на Крите в эпоху минойской цивилизации.

 

Линейное письмо А: перечень знаков и нумерация по Беннету.

Чтение знаков — по аналогии с Линейным Б

Линейное письмо cup.png

 

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/История_письменности

5500 г. до н. э. Тэртэрийские надписи (письменность культуры Винча)

4000—3000 гг. до н. э. Майкопская плита (гипотетическая письменность Майкопской культуры).

Найдены схожие петроглифы на территориях современной Абхазии и исторической Черкесии.

Табличка из Киша — табличка из песчаника, обнаруженная при раскопках Телль аль-Ухаймира в провинции Бабиль, Ирак, где ранее находился шумерский город Киш. Табличка датируется около 3500 г. до н. э.[1] (средний Урукский период). В настоящее время хранится в коллекции Эшмолеанского музея в Оксфорде.

Надпись на табличке выполнена примитивными клинописными знаками; Питер Стирнс называет её древнейшим письменным документом[1]. Состав знаков данной таблички по характеру скорее более пиктографический, отражая переходную стадию от протописьменности к частично слоговому клинописному письму. Несколько сот глиняных табличек, обнаруженных в Уруке (большая часть датируется 3200–3100 гг. до н. э.), столь же трудны для прочтения, как и табличка из Киша, но, по мнению Стирнса, представляют собой хозяйственные записи. Первые документы, написанные несомненно на шумерском языке, происходят из Джемдет-Насра (культура раннего бронзового века) и датируются 3200–3100 гг. до н. э. Практически все они, по Стирнсу, представляют собой хозяйственные записи

 

3500 г. до н. э.
Табличка из Киша — каменная табличка, показывающая первую пиктографическую стадию развития клинописи, а также то, что в Месопотамии всё ещё пользуются пиктографией, а не настоящей письменностью.

3000—2750 гг. до н. э.
В Шумере — архаический этап развития клинописи, стадия пиктографии, когда грамматические морфемы ещё графически не выражены. Тексты из археологического слоя Урук IVа. Порядок письменных знаков не всегда соответствует порядку чтения. Хозяйственные, юридические, школьные тексты.

3200 до н. э.
Возраст Палетки Нармера, представляющей собой переходную ступень от рисуночного письма к иероглифическому.

3100 до н. э.
Египетские иероглифы сразу в законченной форме.
Иератическое письмо в Египте.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Египетское_иероглифическое_письмо

https://ru.wikipedia.org/wiki/Транслитерация_египетских_текстов

3000 до н. э.
В северо-западном Индостане на основе идеографической раннехараппской письменности возникает древнейший известный алфавит — консонантно-силлабическая «письменность долины Инда» .

Протоэламское письмо.

https://en.wikipedia.org/wiki/Indus_script

2750 до н. э.
Первая настоящая письменность в Шумере. Первый её этап — старошумерский (2750—2315 гг. до н. э.), первая стадия клинописного письма.

2400 до н. э.
Клинопись превратилась в упорядоченное словесно-слоговое письмо[2], то есть достигла уровня первоначального египетского письма.

2000 до н. э.
Клинопись используется для записи аккадского языка (ассирийский и вавилонский).

Шумерский язык используется как язык учёных.

Следы письменности у ольмекской цивилизации (Центральная Америка).

1800 до н. э.
Возникает критское письмо оригинального происхождения.

Кодекс Хаммурапи (Вавилон).

1600 до н. э.
Хетты и лувийцы используют лувийскую иероглифическую письменность (дешифрована в нач. XX в.).

Библское письмо (Финикия).

1500 до н. э.
Протосинайская письменность на Ближнем Востоке: 30 похожих на египетские иероглифы букв — по мнению ряда семитологов, древнейший алфавит. Протоханаанейская письменность.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Лидийский_алфавит

1300 до н. э. Финикийская письменность: 22 согласные буквы.

1200 до н. э.Саркофаг царя Ахирама в Библе с финикийским алфавитом. Критское письмо окончательно выходит из употребления.

1000 до н. э.Финикийский алфавит распространяется по Средиземноморью и Азии. Древнееврейская, арамейская и южноаравийская письменности.

800 до н. э.Введение гласных:

Малоазийские алфавиты (карийский, лидийский, ликийский, сидетский и др.).

Греческая письменность.

 

Лидийский Алфавит

 

 

700 до н. э.
Этрусский алфавит выделяется из западного варианта греческого алфавита.

 

Демотическое письмо в Египте.

600 до н. э.
Еврейское квадратное письмо.

https://en.wikipedia.org/wiki/Paleohispanic_scripts

https://ru.wikipedia.org/wiki/Палеоеврейское_письмо

https://en.wikipedia.org/wiki/Proto-Sinaitic_script#Proto-Sinaitic_script

 

 

Знаки инков — токапу и ключевые слова тиксиссимис и их соответствия на языке кечуа в книге «Невиновный изганник Блас Валера своему народу». Чёрно-белая прорисовка А. Скромницкого; в оригинале знаки — разноцветные